Экскурсии|Туры

Главная » Статьи » Байкал » Автопешеходные экскурсии

Шаманизм

 Шаманизм на Байкале о. Ольхон



Шаманизм – одна из самых древних религиозных традиций человечества, которая  предшествовала появлению других мировых религий. Шаманизм, как таковой, прежде всего, считается  сибирским и центрально-азиатским религиозным явлением. Центральная и Северная Азия считается родиной шаманов, а священным местом для них является остров Ольхон на озере Байкал. В 12-13 веках во времена правления Чингисхана именно там скрывались от гонений монгольские шаманы, а позже и бурятские, преследуемые буддийскими ламами. Священность острова Ольхон признана официально в конце 20 века шаманами республики Бурятия. Буряты спокон веков были шаманистами, хотя и сохранили эту веру лишь на западном берегу Байкала.

Встреча с шаманом  и бронирование туров по заявке! 
 

 Скала Шаманка
В шаманских сказаниях фигурируют 13 северных нойонов – сыновей тэнгриев. Задача спустившихся с небес нойонов – свершить над людьми суд. Каждый из них выбрал себе место проживания по нраву. Бурхан-мыс на острове Ольхон стал обиталищем сильнейшего из нойонов – Хан Хутэ-баабая. Иногда духа называют Хан Гхото-баабай. Как пересказывают старожилы, у Хан Хутэ-баабая три замка – на небесах, на земле и в подземном мире. Также в легендах говорится, что Хан Хутэ-баабай стал царем и покровителем всех шаманов северного края.
Почитание духа пещеры Шаманской скалы было настолько велико, что местные жители не решались проезжать верхом возле скалы: обязательно спешивались и обвязывали копыта лошади кожей.
Правом доступа в сквозную пещеру обладали исключительно шаманы, и на посещение ее простыми смертными был наложен строжайший запрет. Кроме того, возле мыса хоронили шаманов.

 Шаманисты одушевляют природу, обоготворяют ее явления. По шаманской мифологии, высшим божеством является небо — Хухэ Мунхэн тэнгри (Вечное синее небо). Небо считается мужским началом, дарующим жизнь, а земля — женским началом, дарующим форму предметам. 
Небо рассматривается одновременно и как особый мир, где существует своя жизнь, живет множество богов — тэнгриев, из которых одни считались добрыми, светлыми, а другие — злыми, темными. Светлые небесные божества назывались огторгойн мянган бурхад — тысяча небесных божеств, они иногда созывали совещания на Плеядах для обсуждения бед, постигших бурят на земле. 

 

 Предсказатель Барнашка
У разных народов прославились своими предсказаниями провидцы будущего. У бурят самым известным небуддийским предсказателем считается Барнашка родом из улуса Шулута, располагавшегося ранее рядом с посёлком Еланцы. От этого улуса сейчас не осталось никаких следов. Родом из крестьян, в школу не ходил и грамотой не владел. 
У Барнашки было двое детей: дочка и сын. Правнуки его живы и со слов своих родителей, запомнили рассказы об удивительных предсказаниях своего деда. Ему приписывают предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, уходе бурят с берегов Байкала, великой огненной войне и последующих мировых катаклизмах. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придёт», что человек должен любить природу. 

 

 Поклонение Деревьям на Острове

Могучие и старые деревья по поверьям людей обладают большей жизненной силой, в них живут лесные феи и заключен древесный дух, поклоняясь которому можно улучшить свою жизнь. Деревья на острове растут на подвижных эоловых песках, и им приходится бороться за свое выживание под напором сильных ветров, который ломает, закручивает и наклоняет стволы и ветки деревьев, обнажает их корневую систему, поэтому
деревья часто приобретают причудливые формы.
Среди ольхонского леса есть священные деревья, как правило, это старые лиственницы, в представлении бурят эти деревья связаны с жизненностью (хулдэ) человека. Буряты раньше верили, что дух дерева делает плодовитым скот и наделяет потомством женщин, если во время бури было сломано много деревьев – много людей уйдет из жизни в ближайшее время.

 

 Культ Орла
Особым почитанием у бурятского населения пользуется орел – персонаж очень многих байкальских мифов и легенд. Почитание этой птицы имеет древние корни. По легенде первым, кто получил шаманский
дар, был сын грозного духа (Хозяина) острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Поэтому буряты до сих пор верят, что человек, убивший или ранивший орла, непременно сам вскоре умрет. Эта вера многие века
надежно охраняла от людского преследования орлов, гнездившихся
на берегах Байкала.

 

 Мини-Словарь
АРШАН – целебный источник. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений. Как правило обряды просительно-благодарственного характера (угощение эжина аршана вином, привязывание ленточек)
совершаются дважды: по случаю приезда – с просьбой дать здоровье, освободиться от недуга и по случаю отъезда – в знак благодарности.
БУРХАН – восточномонгольский топоним. Получил широкое распространение в языках жителей Центральной Азии и обозначает понятие Бог, Будда.
ЗАЯАНЫ – духи-покровители племени, рода, духи шаманов и нойонов, героически погибших, совершивших при жизни подвиги или чудеса, оставшиеся в памяти народа.
ЗУРАГ – рисунки на скалах, камнях, изображение
онгонов на лоскутках материи.
НОЙОНЫ – небесные повелители, сыновья (хаты) божественных тэнгриев, спустившиеся с неба вершить судьбы людей. Это высшие после тэнгриев духи. Названия 13 северных повелителей в различных источниках не совпадают, однако некоторые из этих имен повторяются, например хозяин острова Ольхон, по-бурятски– Хаан Хутэ баабай (Хан Гхото баабай), сын главы 55 западных небожителей.
ОБО – древнее святилище, местопребывание духов  хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам. Чаще всего встречается в виде пирамидальной груды камней (приношение камней), но может быть сложено и в виде шалаша из веток.
СЭРГЭ – столб для коновязи. Установление сэргэ имело символическое значение: это моя земля, это место имеет хозяина. Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека – в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом оно стояло у каждой юрты, «ибо пока стоит сэргэ – жива семья». Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность. Сэргэ символизировало древо жизни, мировое дерево, объединяющее три мира. На столб наносились три кольцевые канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя – для лошадей обычных земных людей, нижняя – для лошадей представителей подземного мира. Сэргэ встречаются на бариса, вблизи дорог и у юрт.
ТАЙЛАГАН – молебствия, бывают двух видов: общественные (всем улусом) или родовые. Молебствия проводятся в священных местах для испрошения у духов хорошего урожая, умножения скота, удаления бед и несчастий и т. д.
ТАРАСУН – молочный алкогольный продукт крепостью 15–20. Готовится из простокваши с добавлением закваски при сильном брожении. Для выгонки тарасуна к забродившей смеси добавляют молоко и разогревают в
деревянной бочке. Имеет резкий специфический запах.
ТЭНГРИИ – высшие божества, обитающие на небе. Божество-Создатель (Хухэ Мунхэ Тэнгэр) — Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри) – духовное начало. Это реальность, у которой нет начала и нет конца. Вечно Синее
Небо считалось мужским началом, дарующим жизнь и охраняющим человеческий род. Тэнгрии, высшие божества, олицетворяют различные природные явления. По древним представлениям шаманистов, на небе обитают 55 западных, добрых тэнгриев и 44 восточных, злых.
УТХА – шаманский корень происхождения.
ХАТЫ – высшие после тэнгриев духи. Считаются сыновьями и внуками тэнгриев, покровителями ремесел.
ХАДАК – широкий атласный шелковый шарф, который по традиции центрально-азиатских народов преподносится почетному гостю или эжину и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и все-
возможных даров.
ЭЖИНЫ – владыки, духи почитаемых сил и явлений природы, хозяева местности, гор, долин, хребтов, скал, рек и озер. Также – духи огня, болезни, ремесел. Наиболее часто термин употребляется для обозначения хозяина, владыки местности.

 
Категория: Автопешеходные экскурсии | Добавил: StIkEr (02.09.2015)
Просмотров: 501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar